Правильная посадка за рулем очень важна, о ней задумываются даже самые опытные водители-дальнобойщики. Тем не менее, такой важный вопрос, как ни странно возникает не в начале профессиональной карьеры водителя, а уже в тот момент, когда у водителя начинают возникать серьезные проблемы со здоровьем.
Данная статья призвана дать полезные советы тем водителям, которые хотят, чтобы вождение не мешало здоровью, а приносило лишь положительные эмоции.
Благодаря тому, что водитель садится правильно, его организм находится в самом правильном максимально собранном работоспособном состоянии. Известно, что поза в сидячем положении является самой вредной для здоровья человека, поэтому наша задача состоит в том, чтобы во время движения свести к минимуму все мышечные напряжения и постараться не нарушать кровообращение, а также быть готовым к осуществлению действий в экстренных ситуациях.
Благодаря тому, что водитель правильно сидит за рулем, он имеет возможность быстро и правильно среагировать на ситуацию на дороге и не довести ее до аварии.
Особенности правильной посадки за рулем
Главной особенностью правильной посадки за рулем является максимальный контакт спины со спинкой сиденья. Многие водители садятся так, что на самом деле усаживаются как бы на краю сиденья, крепко сжав при этом руль в руках, а это создает в свою очередь, повышенную нагрузку на руки и при этом ограничивает пространство для маневров. Подобное поведение за рулем вполне объяснимо с физиологической точки зрения, ведь когда человек находится в нервном напряжении, а в особенности в опасной ситуации, человек хочет «свернуться в комочек». А вот опытный водитель в критической ситуации старается упереться руками в руль или же левой ногой в пол, чтобы как можно сильнее «вдавиться» в водительское кресло. Это позволяет усилить контакт водителя с автомобилем и быстрее почувствовать момент потери устойчивости автомобиля. Такое поведение особенно актуально при маневрах на поворотах, поскольку позволяет плотнее прижаться к сиденью и не болтаться.
Как правильно сесть за руль
Приведем несколько рекомендаций к тому, как правильно сесть за руль:
1. Необходимо сесть, откинув спинку сиденья и выжать левой ногой, педаль сцепления, затем подогнать сиденье таким образом, чтобы левая нога при этом была немного согнута в коленном суставе.
2. Необходимо выпрямленной рукой взяться за руль в самой верхней точке и подогнать спинку сиденья таким образом, чтобы поясница и лопатки плотно прижимались к спинке. Помните, что седалище несет нагрузку порядка 30% от веса всего тела, а остальная часть нагрузки приходится на спину. Спинка сиденья принимает весь вес туловища в наклоне порядка 30 градусов от вертикального положения. Не стоит использовать руль в качестве опоры, на него должен приходиться вес одних только рук.
3. Обязательно туго пристегнитесь ремнями безопасности. Только при таком условии вы получите дополнительную информацию о том, какие силы и ускорение действует на автомобиль. Кстати, если водитель или пассажир не пристегнут, подушки безопасности, вместо того чтобы защитить в случае аварии, просто покалечат.
4. Левой рукой возьмитесь за руль в его самой верхней точке, а правой включите дальнюю передачу (пятую или третью в зависимости от модели автомобиля).
5. Если в автомобиле предусмотрена функция регулировки наклона сиденья, лучше всего немного поднять передний край сиденья.
6. Когда положение рук является стандартным, т.е. правильным, то лишние движения можно просто исключить. Руки удерживают руль, находясь при этом в верхнем секторе колеса (положение 10-2).
7. Большие пальцы рук нужно располагать внутри обода руля. При этом основное усилие хвата должно приходиться на мизинцы с безымянными пальцами. Остальные пальцы рук при этом должны быть расслаблены, но в то же время быть наготове, усилить хват в любой момент времени. Если руки будут излишне напряжены, это лишь ослабит работоспособность водителя.
8. Следите за тем, чтобы кисти рук не лежали на рулевом колесе выше локтей. Ведь это затрудняет кровообращение в руках и может вызвать усталость. Если в вашем автомобиле есть такая возможность, отрегулируйте наклон рулевой колонки.
9. Обязательно отрегулируйте подголовник. С этой целью поднимите его до уровня затылка водителя и затем приблизьте его максимально к голове сидящего. Во время движения не нужно опираться головой на подголовник, ведь он предназначен совершенно для другой цели – для защиты шеи от переломов в случае удара сзади.
10. И, наконец, поставьте левую ногу на педаль сцепления, а правую ногу на педаль тормоза, опустите пятки обеих ног по вертикали. После этого, не отрывая пяток от пола, разверните ступни в наружу таким образом, чтобы носок левой ноги можно было поставить рядом с педалью сцепления, а носок правой ноги- с педалью газа. Во время переноса ноги с одной педали на другую отрывать пятки от пола не рекомендуется, так как в это время смещается центр тяжести и теряется время, которое необходимо для быстрого маневра.
Дополнительные меры по посадке за руль в случае нестандартного телосложения
Если у вас длинные ноги, примите вертикальное положение, ориентируясь в первую очередь на удобное положение для рук.
Если у вас длинные руки, отклоните спинку сиденья назад, как бы сползая вниз по сиденью. Вам стоит подготовиться к тому, что мышцы шеи будут особенно напряжены.
Если у вас маленький размер обуви, прикрепите к полу прямо под резиновый коврик небольшую доску-подставку для пяток, чтобы они не отрывались от пола.
Если у вас короткие руки, немного согните ноги и примите вертикальное сидячее положение. После этого согните рычаг переключения передач так, чтобы во время переключения передач вы не отклонялись от сиденья.
Если у вас слабые руки, лучше всего пользоваться широким хватом и установить руль большего размера, чем стандартный.
Самым главным условием в посадке за руль при нестандартном телосложении является добиться устойчивого положения корпуса. Вся тяжесть тела при этом должна быть перенесена на подушку и спинку сиденья. Проверьте посадку за рулем. Если вы сможете достичь такого положения что одновременно оторвать ноги от пола и руки от руля, это означает, что вы правильно сели за руль.
Некоторые советы по правильной посадке
Во время движения по городской дороге согните руки в локтях немного больше обычного. Выпрямите одну из рук и положите ее на обод руля таким образом, чтобы обод проходил в месте сгиба кисти.
Во время движения по скользкой дождливой дороге, грязи или по песку немного разведите локти вверх и наружу так, чтобы подключить к работе сильные мышцы спины. В этой позе легче удерживать автомобиль, в особенности имеющий передний привод от рыскания.
Не стоит удерживать левую ногу над педалью сцепления после того, как вы переключили передачи. Во-первых, в это время мы не получаем никакой информации с кузова. А во-вторых, мы теряем драгоценное время. Чтобы нога не давила на педаль газа нужно, чтобы пришли в работу около десятка мышц. А для того чтобы работала педаль сцепления, эти же самые мышцы должны получить от мозга команду на прекращение удержания и половина из них должна расслабиться.
После того как была произведена процедура переключения передачи необходимо вернуть правую руку на руль.
Настройтесь свою волю на то, чтобы закрепить полученные рекомендации по правильной посадке в течение примерно двух-трех недель и постоянно контролируйте сами себя.